Храм иконы Божией Матери
"Скоропослушница" х.Ленинского
Сайт создан по благословению Преосвященнейшего
Павла епископа Ейского и Тимашевского
  • Изображение

Что такое богослужение?

В силу тесной связи между духом и телом, человек не может не выражать вовне движений своего духа. Как тело действует на душу, сообщая ей посредством органов внешних чувств известные впечатления, так точно и дух производит в теле известные движения. Религиозное чувство человека, как и все другие его мысли, чувства и переживания, не может оставаться без внешнего обнаружения. Совокупность всех внешних форм и действий, выражающих внутреннее религиозное настроение души, и образует собою то, что называется «богослужением,» или «культом.» Богослужение, или культ, в том или ином виде является поэтому неизбежной принадлежностью каждой религии: в нем она проявляется и выражается, подобно тому, как душа обнаруживает свою жизнь через тело. Таким образом, богослужение — это внешнее выражение религиозной веры в молитвах, жертвах и обрядах.

Происхождение богослужения

Богослужение, как внешнее выражение внутренней устремленности человека к Богу, ведет свое начало с тех пор, как человек впервые узнал о Боге. Узнал же он о Боге тогда, когда, по сотворении человека, Бог явился ему в раю и дал ему первые заповеди о невкушении от древа познания добра и зла (Быт. 2:17), о соблюдении покоя в седьмой день (Быт. 2:3) и благословил его брачный союз (Быт. 1:28).

Это первобытное богослужение первых людей в раю состояло не в каких-либо определенных церковных чинопоследованиях, как в настоящее время, но в свободном излиянии благоговейных чувств пред Богом, как своим Творцом и Промыслителем. Вместе с тем, заповедь о седьмом дне и о воздержании от запрещенного древа полагали начало уже и определенным богослужебным установлениям. В них начало наших праздников и постов. В благословении Богом брачного союза Адама и Евы не можем мы не видеть установления таинства брака.

После грехопадения первых людей и изгнания их из рая, первобытное богослужение получает свое дальнейшее развитие в учреждении обряда жертвоприношений. Эти жертвоприношения были двоякого рода: они совершались при всех торжественных и радостных случаях, как выражение благодарности Богу за полученные от Него благодеяния, а затем, когда приходилось просить Бога о помощи или умолять о прощении за содеянные грехи.

Жертвоприношение должно было постоянно напоминать людям об их виновности пред Богом, о тяготеющем на них первородном грехе, и о том, что Бог может слышать и принимать их молитвы только во имя той жертвы, которую впоследствии принесет в искупление грехов их обетованное Богом в раю семя жены, то есть имеющий прийти в мир и совершить искупление человечества Спаситель мира Мессия-Христос. Таким образом, богослужение для избранного народа имело умилостивительную силу, не само по себе, а потому, что было прообразом той великой жертвы, которую некогда должен был принести Богочеловек, Господь наш Иисус Христос, распятый на кресте за грехи всего мира. Во времена патриархов, от Адама до Моисея, богослужение совершалось в семействах этих патриархов их главами самими патриархами, в местах и во времена по их усмотрению. Со времени Моисея, когда избранный народ Божий, ветхозаветный Израиль, хранивший истинную веру во Единого Бога, умножился в своем числе, богослужение стало совершаться от лица всего народа особо поставленными на то лицами, которые назывались первосвященниками, священниками и левитами, как повествует об этом книга ИСХОДЪ и, затем, книга ЛЕВИТЪ. Чин ветхозаветного богослужения у народа Божия был определен со всеми подробностями в обрядовом законе, данном через Моисея. По повелению Самого Бога, пророком Моисеем для совершения богослужения были установлены и определенное место («скиния завета»), и время (праздники и посты), и священные лица, и самые формы его. При царе Соломоне вместо переносного храма-скинии был воздвигнут в Иерусалиме постоянный величественный и прекрасный ветхозаветный храм, который и был в Ветхом завете единственным местом, где совершалось богослужение истинному Богу.

Ветхозаветное богослужение, определенное законом, перед пришествием Спасителя, делилось на два вида: на богослужение храмовое и богослужение синагогальное. Первое отправлялось в храме и состояло оно из чтения десятословия и некоторых других избранных мест ветхозаветного Священного Писания, из приношений и жертв и, наконец из песнопений. Но, кроме храма со времени Ездры, начали устроять синагоги, в которых чувствовали особую нужду иудеи, лишенные участия храмового богослужения и не желавшие оставаться без общественного религиозного назидания. В синагоги собирались иудеи по субботам для молитвы, пения, чтения Священного Писания, равно как и для перевода и объяснения богослужения для рожденных в плену и не знавших хорошо священного языка.

С пришествием в мир Мессии, Христа-Спасителя, принесшего Себя в жертву за грехи всего мира, обрядовое ветхозаветное богослужение потеряло всякое значение и оно сменяется новозаветным, в основу которого легло величайшее Таинство Тела и Крови Христовой, установленное на Тайной Вечери Самим Господом Иисусом Христом и носящее название Святой Евхаристии, или Таинства благодарения. Это — Бескровная Жертва, Которая сменила собою ветхозаветные кровавые жертвы тельцов и агнцев, только прообразовавших собою Единую Великую Жертву Агнца Божия, вземлющего на Себя грехи мира. Сам Господь Иисус Христос заповедал Своим последователям совершать установленные Им таинства (Луки 22:19; Матф. 28:19), творить молитву частную и общественную (Матф. 6:5-13; Матф. 18:19-20), проповедовать повсюду в мире Его Божественное Евангельское учение (Матф. 28:19-20; Марка 16:15).

Из этого совершения таинств, молитвословий и проповеди Евангелия и составилось новозаветное христианское богослужение. Состав и характер его полнее определили св. Апостолы. Как видно из книги Деяний Апостольских, при них уже стали являться особенные места для молитвенных собраний верующих, называвшиеся по гречески эклесия — «церквами,» потому что в них собирались члены Церкви. Так Церковь собрание верующих, объединенных в единый организм Тела Христова, дало свое название месту, где происходили эти собрания. Как в Ветхом Завете, начиная с времен Моисея, богослужения совершались определенными, установленными на то лицами: первосвященником, священниками и левитами, так и в Новом Завете богослужение стало совершаться особыми поставленными через возложение рук Апостолов священнослужителями: епископами, пресвитерами и диаконами. В кн. Деяний и Посланий Апостольских мы находим ясные указания на то, что все эти основные три степени священства в новозаветной Церкви ведут свое начало от самих Святых Апостолов.

После святых Апостолов богослужение продолжало развиваться, пополняясь все новыми и новыми молитвословиями и священными песнопениями, глубоко-назидательными по своему содержанию. Окончательное установление определенного порядка и единообразия в христианском богослужении было совершено преемниками апостольскими по данной им заповеди: «вся благообразно и по чину вам да бывают» (1 Кор. 14:40).

Таким образом, в настоящее время богослужение православной церкви составляют все те молитвословия, и священнодействия, которыми православные христиане выражают Богу свои чувства веры, надежды и любви, и посредством которых они входят с Ним в таинственное общение и получают от Него благодатные силы для святой и богоугодной, достойной истинного христианина, жизни.

Таинство Причащения

Православному христианину, желающему приступить к святому Таинству Причащения надлежит помнить, что для того, чтобы Причастие Господу не было «в суд и осуждение» ему необходимо выполнить ряд сущностных и дисциплинарных условий. В особых случаях (например, болезни человека, опасной или сложной жизненной ситуации и т.д.) дисциплинарные условия могут корректироваться. Однако православным христианам следует помнить, что выработке этих дисциплинарных условий послужил большой опыт жизни Церкви, и, поэтому, в обычных обстоятельствах внешняя подготовка (исповедь, участие в богослужении, пост, исполнение молитвенного правила и т.д.) является обязательной.

1. Осознание смысла.

Человек должен совершенно точно осознавать, куда и зачем он пришел. Он пришел, чтобы вступить в Богообщение, стать причастником Божества, соединиться со Христом, вкусить вечерю Господню для своего освящения и очищения от грехов, а не исполнить формальный религиозный обряд. Апостол Павел говорит об этом так: «Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю» (1 Кор. 11: 20-22).

2. Искреннее желание.

Человек должен иметь совершенно искреннее желание соединиться со Христом. Это желание должно быть соединено со Страхом Божьим (благоговением к святыне) и чуждо всякого лицемерия: «Начало мудрости — страх Господень» (Притч. 9:10). Человек должен помнить, что тот «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11:27).

3. Душевный мир.

Человек, подходящий к Чаше, должен иметь душевный мир, то есть состояние, чуждое злобе, вражде или ненависти к кому-либо. В таком состоянии для верующего человека подойти к Таинству невозможно. Господь наш Иисус Христос сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23-24).

4. Церковность.

Человек не должен нарушать церковных канонов, отлучающих его от Причащения и Церкви, то есть находиться в допустимых Церковью рамках веры и нравственной жизни, так как «благодать даруется тем, которые не нарушают пределов веры и не преступают преданий отцов» (Послание к Диогнету). А в случае отступления от веры и совершения смертных грехов, воссоединиться с Церковью в таинстве Покаяния.

5. Напряжённая духовная жизнь.

Христианская жизнь, к которой призван каждый верующий, невозможна без ведения им напряжённой духовной работы как постоянной внутренней борьбы христианина между живущим в нём ветхим человеком с повреждённой грехом природой и новым человеком, рождённым во Христе в таинстве Крещения, получившим семя вечной жизни, которое он призван возрастить. Напряжённая духовная жизнь включает в себя постоянное самоиспытание и противление греху, понуждение себя к следованию заповедям Христовым и деланию добрых дел, истинному покаянию, воздержанию и т.д.

Из этих сущностных условий вытекают последующие дисциплинарные условия, которые Церковь предлагает как способствующие ведению правильной духовной жизни.

6. Литургический пост.

Перед причастием по древнейшей традиции Церкви необходим так называемый литургический пост, или пост перед Причащением, который заключается в том, что с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.) следует помнить, что продолжительность литургического поста составляет не менее 6 часов.

7. Исповедь.

Традиция Русской Православной Церкви требует обязательной исповеди перед причастием: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 28-29). Исповедь перед Причащением может происходить накануне вечером или утром перед литургией.

8. Телесный пост.

Желающий причаститься должен постараться достойно приготовиться к этому святому таинству. Ум не должен чрезмерно рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. В дни подготовки, если позволяют обстоятельства, надлежит посещать богослужения в храме и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило. Средством к такой более сосредоточенной духовной жизни является пост (в церковной практике он называется говением): телу предписывается воздержание и ограничение в пище (мясной и молочной). Телесный пост перед причастием продолжается, обычно, несколько дней и общее правило здесь таково: чем реже человек причащается, тем строже и больше должен быть телесный пост, и наоборот.

9. Участие в богослужении и домашняя молитва.

Так как храмовое богослужение позволяет лучше подготовиться к литургии (общему делу — греч.), здоровому человеку накануне Причащения надо придти в храм и помолиться вместе со всеми на вечернем богослужении. Домашняя молитва включает в себя кроме обычных утренних и вечерних молитв, чтение последования ко Святому Причащению. Русская традиция предусматривает также чтение трёх канонов: покаянного ко Господу, молебного ко Пресвятой Богородице, и канона Ангелу-хранителю. Желающие, по личному усердию, могут прочитывать также и другие молитвословия, например, акафист Иисусу Сладчайшему.

10. Телесная чистота.

Существуют определённые требования к телесной чистоте мужчин и женщин: им предписывается накануне Причащения отказаться от телесных супружеских отношений. Древняя аскетическая традиция также предписывает без острой необходимости мужчинам воздерживаться от Причащения в день после ночного непроизвольного истечения семени, а женщинам — во время женских дней и сорокодневного послеродового периода: «Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи — не возбранно есть. Но приступать к тому, что есть Святая Святых да запретится не совсем чистому душою и телом» (Второе каноническое правило свт. Дионисия Александрийского).

Таинство Крещения

Великое таинство Крещения установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом, сказавшим ученикам Своим: “Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века” (Мф. 28:19-20). Ранее, в ночной беседе с Никодимом, Господь показал великую важность и необходимость таинства Крещения как средства очищения от грехов и духовного возрождения: “Если кто не родится от воды и Духа не может войти в Царство Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше” (Ин.3:5-7).

Водное крещение существовало и в ветхозаветные времена в качестве особого установления, символизировавшего не только физическое, но и нравственное очищение. Спаситель освятил это крещение, приняв его от Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в водах иорданских. Начало же христианскому таинству Крещения было положено Господом Иисусом Христом перед Его Вознесением на Небо, когда Он сказал апостолам: “Итак, идите, научите все народы, крестя их…”

Крещению всегда предшествовало ознакомление с верой. Христианин, по вере принимавший Крещение, сознавал не только умом, но и всем своим существом, что в этом таинстве он обретает новое, доселе неведомое ему понимание жизни, вступает в абсолютно другое отношение с миром.

Замысел Божий о человеке

Всесовершенный Бог сотворил из небытия вселенную и человека по преизбытку любви, которую имел в Самом Себе. Единый в трех Лицах Бог Отец, Сын и Святый Дух пожелал, чтобы и другие разумные существа были соучастниками вечного блаженства в Богообщении, обрели в служении Богу, любви к Нему и друг другу полноту жизни.

Человек был сотворен особенным образом: в отличие от животного мира он несет в себе образ и подобие Божие. Это значит, что в своих свойствах, чертах, способностях он чем-то напоминает собственного Творца. Первые люди были чужды всякому злу и греху, всякой страсти, всякой ущербности; были наделены от Создателя бесценными дарами святости, мудрости, способностью видеть сущность творений и повелевать ими, возможностью обрести бессмертие. Одной из самых ярких черт Богообразности в человеке стала свобода его воли. Поскольку он был создан для любви, то это предполагает свободу, т.к. невозможно любить автоматически, неосознанно или по принуждению. Бог творит человека свободным, представляя ему реальную возможность или откликнуться на зов Своей любви, раскрыться навстречу Ему, обрести тем самым истинную жизнь и блаженство, или же отвергнуть высшую любовь, замкнуться в собственном эгоизме, уйти во мрак, в смерть, в ад.

Грехопадение

Первозданные люди Адам и Ева устраивали свою жизнь согласно Божественному замыслу, во вселенной царили мир и гармония. Но, к сожалению, они не смогли до конца правильно распорядиться своей свободой. Произошла катастрофа вселенского масштаба. Адам и Ева, искушаемые злой волей падшего ангела — дьявола, преступили заповедь Божию, разлучили свою свободную волю с волей Божией благой, свершенной и спасительной. Так в человека и в мир вошел грех, а через грех — смерть.

Вопреки обывательскому представлению, грех — это явление не столько юридическое (как нарушение какого-то предписания, за которое определяют то или иное наказание), сколько органическое. Выражаясь современным языком, грех — это своего рода духовная, вредоносная мутация, болезнь, растление, поразившее душу и тело человека. Отпадая через грех от Бога — Источника жизни и блаженства, человек оказывается объятым страданиями и смертью — естественными последствиями греха. Двойная смерть поразила человека — душевная и телесная. Телесная — разрушение тела в прах земной, когда его, изможденное старостью и болезнями, покидает душа. Душевная смерть — состояние вечного мучения души, оторванной от Бога. Все человечество, как потомство Адама и Евы, унаследовало от своих прародителей через естественное рождение это состояние греховного растления. Так, например, от облученных родителей рождаются дети, страдающие лучевой болезнью, хотя сами они и не были в радиоактивной зоне.

С падением человека нарушилась гармония всей вселенной: в нее тоже вошли смерть и тление. Прервалась сокровенная связь мира с Богом. Через грех дьявол стал господствовать над человеком и тем миром (социальным, культурным, политическим), который человек создал. Потекли тысячелетия скитания человечества вдали от Отеческого дома, проходившие то в богоборческих бунтах, то в безуспешных попытках своими силами вернуть потерянное блаженство Рая. Но исцелить сам себя человек уже не мог. Это совершил Сам Творец!

Спасение человечества

Долгими тысячелетиями Бог постепенно готовил род человеческий к принятию спасения. Непостижимая любовь Божия со скорбью взирала на страдающий от дьявола род человеческий, не могла допустить, чтобы человек был обречен на вечные мучения в бездне ада. И вот, чтобы спасти людей, Бог перешагнул за порог Своей недосягаемости и блаженства и, придя в мир, Сам стал человеком.

Второе Лицо Пресвятой Троицы — Сын Божий — воплощается в Палестине в царствование императора Августа от Девы Марии и становится во всем подобным нам, кроме греховного растления, т.к. рождается сверхъестественным образом — без участия мужа. Богочеловек Господь Иисус Христос, будучи безгрешным, добровольно, для нашего спасения, вобрал в Себя полноту последствий греха — страданий и смерти, смерти же самой страшной — на Кресте. После смерти Он, облеченный Божественной силой и славой, сошел во ад и поразил смерть и власть дьявола в самом их средоточии, выведя из ада томившиеся души в Царство Божественного света. А в третий день Христос силою Своего Божества воскрес из мертвых, окончательно поправ смерть, сделавшись “первенцем из умерших”, исцелив в Самом Себе греховное повреждение человеческой природы, открыв для всякого человека путь к воскресению из мертвых.

В течение сорока дней после Воскресения Христос является Своим ученикам — Апостолам, подготавливая их к будущей всемирной проповеди Евангелия; в сороковой день Он вознесся со Своим телом и душой на небо, прославив в Себе человеческую природу превыше Ангелов; в пятидесятый день — ниспослал в Иерусалиме на Апостолов благодать Святого Духа. Эта сила переродила учеников Христовых, дав им возможность не просто возвещать людям о том, что Бог пришел в мир, умер и воскрес, но реально привить им состояние освящения, обновления, воскресения, усыновления Богу, которое Христос совершил в Самом Себе. В этот день родилась на земле Церковь, таинственный Богочеловеческий организм, в который Господь вложил все Божественные силы, необходимые для исцеления от греха и смерти.

Смысл Крещения

Крещение — это первое таинство Церкви, дверь, вводящая в Ее лоно. В водах крещенской купели человек сбрасывает с себя иго первородного, греховного повреждения и всех своих личных грехов, совершенных в прошедшей жизни; обретает непорочность, освящение, усыновление Богу; избавляется от полновластия дьявола; получает силы для борьбы с грехом, творения чистого добра, достойного Бога.

Эти дары даются только по любви Божией к нам, мы ничем не можем заслуживать их. Чтобы принять их, от человека требуется покаяние — осознание, оплакивание своих грехов и твердое намерение после Крещения эти грехи оставить, а также вера в Господа Иисуса Христа.

Ответственность крещаемых и крестных

Дары, полученные свыше, не сохраняются в нас автоматически — их нужно беречь и хранить. После принятия Святого Крещения они сохраняются и преумножаются, если же жизнь новокрещенного ничуть не переменилась, если он продолжает произвольно грешить как прежде, то его ждет состояние еще более худшее, чем то, которое он имел до Крещения. Если же Святое Крещение принимает младенец, то великая ответственность ложится на крестных родителей: они становятся поручителями пред Богом за веру своего крестника, они за него отрекаются от дьявола и произносят обеты соединения со Христом. Когда младенец возрастет и войдет в разум, на совести крестных родителей — научить ребенка азам Закона Божия, привить любовь к молитве, к храму Божию, воспитать понимание, что христианство — это не просто учение, а образ жизни.

Человек, ставший христианином и крестившийся, живет уже не для себя, а для Того, Кто распялся и воскрес ради него, творя добро и ожидая милости от Бога.

Настанет последний день человеческой истории, когда Христос вторично придет в мир. Придет как Судия, в Божественной славе, с множеством ангельских сил, чтобы произвести суд над каждым человеком. И воскреснут все — от Адама до последних поколений, и во свете Божественной правды и всеведения обнажится каждое дело, слово, помысел, сердечное движение всякого человека перед всем миром. Каждый будет вопрошен о том, как он ответил на призыв любви Божией к себе, во что оценил Кровь и Крест Сына Божия. И кто изуродовал себя грехом, кто за земную жизнь в своих делах отлучил себя от благодати Божией, тот будет опален пламенем Божественной любви, как опаляется сено огнем, будучи не в состоянии безвредно с ним соединиться, тот будет вечно терзаться, мучимый своими страстями, своей пустотой и безысходностью. Те же, кто сохранил неоскверненной одежду Святого Крещения, добрыми делами и покаянием, кто уподобил себя Богу, те войдут в огонь Божественной любви как в невечерний свет и вечное блаженство.

Итак, человек, желая приступить к купели Святого Крещения, испытай себя, чтобы не в осуждение тебе принять дар Небесный и бесценный

Таинство Венчания

«Брак — чудо на земле. В мире, где все и вся идет вразброд, брак — место, где два человека благодаря тому, что они друг друга полюбили и становятся единственными; место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, — оказываются единством».

Митрополит Антоний Сурожский

Брак как установление Божие

Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей. Господь благословил их словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею» (Быт. 1:28). Таким образом, мы видим, что мужчина и женщина созданы друг для друга, и жить в семье — естественное предназначение человека.

Господь наш Иисус Христос, присутствуя на браке в Кане Галилейской, возвысил супружеский союз сообразно Своему смотрению о роде человеческом. Когда первое вино иссякло, было дано вино новое, чудом сотворенное из воды. Так и в естественном брачном союзе отношения супругов, не будучи греховными по природе, претворяются в благодатные, освящаясь Таинством венчания, приближаются к великому Первообразу — союзу Христа и Церкви. По словам святителя Феофана Затворника, в истинном христианском браке «любовь очищается, возвышается, укрепляется, одухотворяется. В помощь человеческой немощи благодать Божия подает силы к постепенному достижению такого счастливого союза».

Назначение брака

Главная цель человеческой жизни — спасение души, достижение Царства Небесного. Отсюда вытекает и смысл брака — помощь супругов друг другу для достижения этой цели в совместной жизни. Брак есть Таинство, в котором, при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою о взаимной верности, благословляется их супружеский союз в образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать Божия для взаимопомощи и единодушия, для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Первая и самая главная задача супружеской жизни — таинственное единение лиц противоположного пола, как бы слияние их в одно живое существо, одну плоть. Об этой соединительной стороне брака говорит библейское повествование: «…сего ради оставит человек отца своего и свою мать и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна» (Быт. 2:24). Так зарождается семья — малая Церковь, основа Церкви и общества. Именно в семье, благословленной Церковью, происходит взаимное духовное возвышение — восстановление в человеке его первоначальной красоты — первообраза творения «по образу и подобию» Божьему. Здесь необходимо обратить внимание на то, что поскольку брачный союз установлен Богом в раю, когда люди были еще невинны и бессмертны, то, следовательно, брачное сочетание мужа с женой в одну плоть, по замыслу Творца, должно было пребыть навсегда и нерасторжимо. По словам Спасителя: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Матф.19: 3-19). Нарушение супружеской верности есть нарушение воли Божьей и потому это тяжкий смертный грех.

Вторая задача брака — рождение и христианское воспитание детей. По словам Иоанна Златоуста, брак учрежден Богом, чтобы постоянно восполнять убыль людей, причиняемую грехом и смертью. В первом послании к святому Апостолу Тимофею святой Апостол Павел говорит о материнстве, как о главной миссии жены: «Жена спасется через чадородие» (1Тим.2: 12-14). Материнство состоит не только в том, чтобы родить ребенка и заботиться о его здоровье, но и в том, чтобы заложить в душу ребенка основы веры и благочестия. Современным женам необходимо понять всю серьезность и ответственность своей материнской миссии: будущее Церкви и всего человеческого общества зависит от них. А мужья должны подкреплять жен и помогать им в осуществлении их главной задачи. При этом нужно помнить, что аборт — тяжкий грех убийства ребенка во чреве матери. Современная боязнь иметь детей — есть следствие маловерия. Если Господь дарует дитя, Он же даст возможность и вырастить его.

Третья задача брака — предотвращение общества от растления и беспорядочного блуда. По слову святителя Иоанна Златоуста, одной из задач брака является удовлетворение потребности к плотскому единению «для погашения естественного пламени». Святой Апостол Павел пишет в первом послании к Коринфянам: «во избежания блуда, каждый имей свою жену и каждый имей своего мужа … будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана» (1 Кор. 7 гл.).

Супругам надо смотреть на свой брак как на школу христианской жизни, школу христианской любви. Это не всегда бывает легко. В «гимне христианской любви», написанном святым Апостолом Павлом в послании к Коринфянам, говорится: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». (1 Кор.13:4-13). Часто спрашивают: «Как отличить настоящую любовь от влюбленности, как не ошибиться?» Определение любви, данное Апостолом Павлом, поможет нам в этом. Если наша любовь жертвенна, если она готова на само-пожертвование ради счастья любимого — мы на верном пути. При этом важно отметить, что самым первым в этом «гимне любви» стоит слово «долготерпение», а вторым — «милосердие». Терпение, и не просто терпение, а долгое терпение; милость, и не просто милость, а милость от всего сердца. Без опоры на эти главные качества любви крепкой семьи не построишь.

Внутреннее устроение семьи

Муж и жена — соработники у Бога. Они совершенно равны, как участники Царствия Божия и наследники вечной жизни. Но между ними не утрачивается различие, определяемое их природой, их происхождением и их виной в грехопадении. Жена сотворена помощницей мужу и из тела мужа (по словам Библии — из ребра), а не муж от жены (хотя рождается от жены). Жена по Божественному замыслу во всем равна мужу, в практическом отношении является его помощницей и зависит от него, а муж является главой жены. «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор.11:8).

Священное Писание совершенно точно расставляет акценты в управлении семьи: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог» (1 Кор.11:3).

Святой Апостол Павел наставлял жен относительно помощи мужьям так: «Жены повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф.5:22-24).

Может показаться, что, обязывая жен повиноваться мужьям, святой Апостол как будто умаляет их человеческое достоинство. Это не так. Церковь повинуется Христу, как своему Спасителю и Благодетелю. Это не рабское подчинение, но порыв ответной любви.

Поясняя это, святой Апостол тут же дает наставление мужьям о их еще больших обязанностях: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Нее. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф.5:25-28).

В послании к Колосянам святой Апостол Павел определяет взаимные обязанности всех членов семьи: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол.3:18-21)

Таким образом, законы для семьи установил сам Бог: муж — опора и глава семьи, отвечает за материальное и духовное ее благополучие; жена — помощница мужа, воспитательница детей; дети — помощники родителей. Установленная Богом иерархичность семьи заимствована из самого Царства Небесного, которое строго иерархично. Поэтому, когда каждый будет выполнять в семье Богом данное служение, брак будет счастливым и послужит к утешению и радости всех.

Таинство Соборования

Таинством Елеосвящения, или Соборованием, называется священнодействие, совершаемое над людьми, пребывающими в душевной или телесной болезни.

История Таинства восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа власть «исцелять болезни», «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13). В Послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).

В соответствии с этими словами, отражающими практику Древней Церкви, Таинство Елеосвящения предполагает участие нескольких священников (по церковному уставу — семи). Они приходят к больному, молятся о его исцелении и помазывают его освященным елеем. При этом читаются отрывки из апостольских посланий и из Евангелий. После каждого чтения священник совершает помазание чела, щек, груди и рук тяжелобольного освященным маслом — елеем. По окончании последнего чтения Священного Писания он возлагает раскрытое Евангелие на голову соборуемого и молится о прощении ему грехов.

Во многих приходах существует практика «общего Соборования», которое совершается в храме несколькими священниками над всеми желающими (не обязательно тяжелобольными).

Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому Таинство Елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное физическое исцеление.

После или перед Таинством Соборования православные, как правило, стараются исповедоваться и причаститься.
  • Изображение

Адрес храма

352741 Краснодарский край, Тимашевский район, хутор Ленинский (Новоленинское СП),
ул. Красная, д. 36Б

Храм открыт во время совершения богослужений

*В остальное время по договоренности с работником церковной лавки 8 (918) 635-27-45

8 (989) 270-22-28

hram_skoroposlushnici@bk.ru
МЫ НА СВЯЗИ В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ с 9:00-19:00
написать в Ватсап и телеграм